пятница, 3 октября 2014 г.

Булгаков "Белая Гвардия"

"И вот, в зиму 1918 года, Город жил странною, неестественной жизнью, которая, очень возможно, уже не повторится в двадцатом столетии..." (Михаил Булгаков, Белая гвардия)
Не помню, говорила я уже или нет, но раньше я думала, что не люблю Булгакова. Раньше, это значит после 3-х прочтений "Мастера и Маргариты" :) Я упорно, но безуспешно пыталась найти в романе то, что находят остальные, но чего не вижу я. Не нашла, расстроилась, решила, что Булгаков - "не мое". Но тут, по совету друга все-таки взяла в руки (молодец, что прислушалась!) Белую Гвардию...

Киев, Андреевский спуск. Акварель Алексея Соболевского 

Я очень люблю нашу классику. Долго думала, почему так, почему, несмотря, на гораздо более длинную историю английской или французской литературы, которую я уважаю и тоже, в общем-то люблю, русская всегда стоит для меня на шаг впереди? Может быть дело в "квасном патриотизме", о котором сейчас так часто любят говорить? Но у меня это длинная история, которая началась, когда я знать не знала о подобном, да и вообще, круг политических и социальных понятий, с которыми я была знакома был довольно узок... 

Вообще, ответ на этот вопрос, для меня стало возможным найти, лишь недавно. Раньше, до отъезда из России, я книги читала совсем по-другому. Не смаковала, не наслаждалась каждым словом, не откладывала книгу в сторону, замечая какие-то параллели, совпадения и прочее, если такое приходило, то уже потом, после прочтения. Именно сейчас, когда я безумно скучаю по русской речи (вот представляете, я даже когда на улице ее слышу, у меня сразу улыбка до ушей), я стала по-другому к ней относится. А речь наших классиков (для меня своеобразные образцы красивой речи - Бунин, Набоков и Достоевский), все-таки богаче на описания, их и больше, и они действительно для меня более выразительные. И именно наши классики вообще заставили меня и полюбить повествование, и остыть к диалогам. Таким, образом, первое - объемные и колоритные описания. 

Второе, разумеется, не принижая историческую значимость любых событий когда-либо происходивших в Европе или Америке, и не опровергая то, что они могут быть безумно интересными (а взять к примеру, "Унесенных ветром" - часто ли встретишь так мастерски вплетенную в историческую канву, любовную историю?), эти события мне, в конечном счете, не близки. Я могу сопереживать персонажам, меня могут трогать тяготы, выпадающие на их долю или долю их родной страны, но для меня они так и останутся персонажами одной книги, пусть даже замечательной. То ли дело, когда я читаю наши исторические произведения. Я действительно сопереживаю всему, что происходит, и не важно, согласна я с авторской позицией или нет, я анализирую, и пытаюсь разобраться в происходящем до конца, историческая картинка с каждой прочитанной книгой становится полнее, насыщеннее и значимее.

И наконец-то последнее. Для меня этот пункт, наверное, важнее всего. Когда я читаю тех же "Унесенных ветром", "Великого Гетсби", "Портрет Дориана Грея" или даже Ремарка, я вижу удивительно здорово прописанных персонажей. Либо очень красивых, либо обладающих недостатками, которые всегда невольно выступают вперед, у которых есть характер, и которым крайне редко свойственны любые нелогичности не вписывающиеся в этот самый характер. Почти каждый из них по-своему необычен, каждый их них яркая картинка, с возможно, фактурной начинкой, но именно это оставляет у меня ощущение книги и персонажа. Я не вижу за этим людей. Люди в нашей классике, для меня, не всегда логичны, не всегда нормальны, красивы или идеальны. Они вообще зачаствую довольно обычные, которым присущи естественные желания, которые стремятся к чему-то настоящему и простому, но важному, они совершают ошибки, они меняются. И именно в таких персонажей, которые могли бы жить где-то рядом, которые переживают первые чувства так естественно и искренне, в таких вот обычных, просто немного других, в таких персонажей мне легко влюбиться. Таким я сопереживаю, таких я ценю, такие, даже будучи в повествовании не второстепенными, а вовсе мимолетными, запоминаются и оставляют след в душе еще надолго. 
"А навстречу шли из гимназии гимназистки в шубках и ботиках, в хорошеньких шапочках и капорах, с длинными, посеребренными инеем ресницами и лучистыми глазами, и некоторые из них звонко и приветливо говорили на ходу: "Милости просим на бал!" -- волнуя этой звонкостью, будя во мне первые чувства к тому особенному, что было в этих шубках, ботиках и капорах, в этих нежных возбужденных лицах, в длинных морозных ресницах и горячих, быстрых взглядах, -- чувства, которым суждено было впоследствии владеть мной с такой силою ..." (Иван Бунин, Жизнь Арсеньева)
Наконец-то, возвращаюсь к "Белой Гвардии". Она соединила в себе все, что я люблю и еще немного :) 

Герои, которые не просто семья Турбиных, но и их Дом, их светилище, прибежище от безумия, творящегося на улице Города, Город, в котором легко угадывается Киев, который невозможно, не полюбить заочно, Город который все стерпит, который переживет безумие, выстоит, как бывало и много раз до этого, все эти герои становятся тебе немного родными, близкими, ты следишь за каждым их шагом и надеешься на то, что все образумится, все исправится, все встанет на круги своя. Я не нашла своего персонажа, которому я импонировала бы больше остальньных, я иногда сердилась на каждого из них, иногда была разочарована, но ведь это обычное дело с близкими тебе людьми, иногда они тебя расстраивают, иногда ты на них обижаешься, и это совершенно нормально, что ни говори.

Андрей Николаев, Елена Турбина
Город это и отдельный герой, и целый мир, где все происходит. Красивый, величественный, особенный и ни на кого не похожий, это единственный персонаж, который как запал мне в душу с первых страниц, так там и находится по сей день, и не спешит никуда уходить :)

Сергей Гонков, Заставка «Город» Цв. автолитография, 1989
Сергей Гонков, Заставка «Владимир» Цв. автолитография. 1989
И наконец-то, историческая канва. Для глубокого понимания книги, просто необходимо залезть в историю Киева того времени, иначе как минимум половина информации, которую нам дарит Булгаков просто утечет сквозь пальцы. Как мне кажется, книга особенно актуальна сейчас, во всяком случае, я заметила некие параллели и, пожалуй, впервые, нашла какие-то подтвеждения известному мнению, что "история циклична". В некотором роде, видимо, да.

Сергей Гонков
Больше не буду забегать вперед и раскрывать все карты, надеюсь, мне удалось создать небольшую интригу, для того, кто книгу еще прочитать не успел.

Если вам не хочется забивать себе голову деталями, искать параллели или вникать в историю, то поверьте, эта книга стоит того, что бы потратить на нее n-ое количество часов вашей жизни, что бы просто влюбиться в Киев и проникнуться атмосферой, которой в книге хоть отбавляй, а по мне, ее в разы больше, чем в прославленном романе "Мастер и Маргарита".

Настя

P.S. А какие книги Булгакова любите вы? Если кто-нибудь посоветует стоющую книгу/фильм, место действия которых - Киев, буду очень благодарна :)

5 комментариев:

  1. Боже, как я люблю этот роман! Больше, чем Мастер и Маргарита) Это что-то родное для меня.
    А он ведь ещё переживал, стоящая ли это вещь!
    В конце я рыдаю, всегда. Вот даже вспоминаю и слёзы сразу набегают.
    "Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так
    почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?"

    Вот как так можно написать? Я плачу всегда от восторга, когда Булгакова читаю.
    Ещё одна любимейшая книга Михаила Афанасьевича - "Театральный роман", совершенно замечательная вещь.
    Что касается Булгакова, есть интереснейшие дневники Елены Сергеевны Булгаковой, я их уже несколько раз тоже перечитывала. Если есть возможность, Настя, почитай. Она много рассказывает там о нём - как о личности, и как о писателе.


    Мне понравилась книга Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда", и вот там герой тоже вспоминает Киев, свой родной город. Читаешь и представляешь себе, как она там гулял. Я даже гугл-карту открывала смотрела, и.к. в Киеве не была, а только мечтаю побывать.
    И книга прекрасная. Я не очень люблю о войне, но это скорее о людях на войне. Тоже классная вещь.

    ОтветитьУдалить
  2. Ника, спасибо тебе ОГРОМНОЕ за такой комментарий, это очень здорово, услышать отклик, меня эта книга, правда, взволновала, буду перечитывать точно, и не раз! Действительно, в книге много глубоких моментов, и много искренности, это очень ценно. И тот отрывок, что ты привела, один из них, запомнился мне.


    Хотя, вот Мастер и Маргарита все-таки не мое, я очень жалею, что начала знакомство с Булгаковом именно с этой книги. Я люблю реализм, для меня это была большая ошибка, совершенно точно! "Театральный роман" обязательно найду, спасибо! И за "В окопах Сталинграда" тоже большое спасибо! У тебя комментарий вообще вышел на вес золота :))


    Я еще хочу почитать Паустовского, в его книгах Киев также фигурирует, а еще он оказывается выдвигался на Нобеля (думаю, ведь не зря же?:)), я его всегда воспринимала просто как детского писателя, не более :) Ты не читала его биографические повести?

    ОтветитьУдалить
  3. Нет, вот Паустовского не читала. Есть книга, старая, толстая, начинала, и как-то отвлеклась и потом забыла. Спасибо, что напомнила)
    Кстати, про М.А. Есть ещё книга - Булгаковская энциклопедия, я её, правда, давно покупала. Там всё-всё про него, про героев его книг, истории создания, все прототипы, очень тоже интересная.

    ОтветитьУдалить
  4. Ника, когда буду в России, постараюсь найти, думаю вещь в хозяйстве не лишняя, обязательно прочитаю, да и всегда приятно, когда дом наполняется хорошими книгами, а то я последние несколько лет только электронные читаю))

    ОтветитьУдалить
  5. Так и я тоже. Да и ставить уже некуда, если честно, квартира небольшая у нас, а шкаф уже полный)

    ОтветитьУдалить

Комментарии, содержащие спам или бессмысленные призывы посетить свой личный блог/интернет-магазины, будут удаляться.